Виртуальный методический кабинет
Рекомендации по планированию образовательного процесса в условиях реализации учебной программы дошкольного образования
Рекомендации по планированию образовательного процесса
в условиях реализации учебной программы дошкольного образования
Повышение качества развития и воспитания ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменение нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.
Следует отметить, что существуют общепринятые формы планирования:
Календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели;
Перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;
Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:
Годовые задачи учреждения дошкольного образования.
Научнометодическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научнометодическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).
Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).
Циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половину дня).
Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психологопедагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).
|
Содержание |
Дата проведения |
Ответственный |
Отметка о выполнении |
Коллективные |
|
|
|
|
Индивидуальные |
|
|
|
|
Наглядно-информационные |
|
|
|
|
Информационно-коммуникационные (сайт, электронная почта и т.д.) |
|
|
|
Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционноразвивающая работа планируется и осуществляется педагогомпсихологом, учителемдефектологом).
Закаливание (основные виды закаливания планируются
с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках, активный отдых).
Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).
При планировании специально организованной деятельности учитываются регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования занятия по образовательным областям:
- Физическая культура;
- Ребенок и общество;
- Элементарные математические представления;
- Ребенок и природа;
- Развитие речи;
- Обучение грамоте;
- Искусство.
Занятия планируются на каждый день недели по следующей схеме:
День недели, дата;
1. Образовательная область и вид занятия, например "Искусство" (рисование);
2. Тема занятия;
3. Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
4. Источники планирования;
5. Методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).
Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.
Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая). Так, в нерегламентированной деятельности воспитанников, которая организовывается или возникает как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве с учетом возрастной группы планируем:
- общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации.
- игры (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие, интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);
познавательную практическую деятельность (наблюдения, обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии, моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);
- художественную деятельность (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров, посещение музеев, театров, выставок, восприятие произведений искусства, чтение литературных произведений, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д., рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации).
- трудовую деятельность (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд);
При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования:
- Краткость плана, его компактность, гибкость
- Детализация плана в зависимости от образования, педагогического опыта и индивидуального стиля деятельности педагога
- Целенаправленность и конкретность образовательных задач
- Право выбора наиболее оптимальной и удобной формы плана – за педагогом
- Согласованность плана с деятельностью учреждения
- Сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы
- Преемственность, систематичность и последовательность
- Оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей
- Реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий
- Единство целевой установки и условий реализации
- Знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям.
Следует отметить, основной акцент делается на реализацию направлений средствами игровой деятельности.
При реализации направления физическое развитие воспитанников планируются игры побуждающие ребёнка к выполнению активных движений, способствующие развитию двигательных умений и навыков, физических качеств, формированию координации движений.
При реализации направления социально-нравственное и личностное развитие воспитанников планируются игры способствующие приобретению социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, игры на формирование представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности.
При реализации направления познавательное развитие воспитанников планируются игры на уточнение и закрепление представлений о труде взрослых, об окружающей действительности, способствующие формированию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.
При реализации направления речевое развитие воспитанников планируются игры на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, активизацию словаря, умения правильно выражать свои мысли.
При реализации направления эстетическое развитие воспитанников планируются игры на формирование и развитие художественных способностей, творчества.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
Система планирования по реализации содержания учебной программы обеспечит разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования. Образовательный процесс на основе планирования необходимо осуществлять с учетом принципов гуманистической педагогики, приоритета самоценности дошкольного детства, личностно-ориентированного стиля общения, обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, безопасности жизни.Право выбора заниматься той или иной деятельностью остается за ребенком.
Формирование основ экономической культуры посредством метода проектов
Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада
Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада.
В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
Запрещается:
- Оставлять детей одних, без присмотра работников учреждения;
- Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.
Подготовка к прогулке
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времении чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
- воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать помощник воспитателя, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.
Коллективные формы взаимодействия с родителями
Общее родительское собрание учреждения дошкольного образования. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки. Для родителей, вновь принятых детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Групповые консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей.
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Такая форма работы даёт родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Клубы по интересам. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Деловые и ролевые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Совместные мероприятия с сотрудниками учреждения дошкольного образования. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, продемонстрировать достижения, отдохнуть, познакомиться.
Благотворительные акции. Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание спонсорской помощи.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
- коллективные,
- индивидуальные,
- наглядно-информационные,
- информационно-коммуникационные.
Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Информационно-коммуникационные формы. Приоритетность их применения обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ БЕЛОРУССКОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Родной язык – это первый источник,
через которую мы узнаем жизнь
и окружающий нас мир.
Я.Колас
Родной язык является значительным средством усвоения детьми культуры своего народа, формирования чувства национального достоинства.
Н.С. Старжинская отмечает, что "обучение родному языку в Беларуси осуществляется в специфической социолингвистических ситуации, которую можно характерезовать,как русско - белорусское родственное двуязычие", где белорусский язык только начинает занимать место, которое ей принадлежит по праву.
На занятиях по развитию речи решаются следующие задачи:
- Воспитание звуковой культуры речи
- Обогащение, уточнение и активизация словаря
- Формирование грамматического строя речи
- Развитие связной речи.
Работа над звуковой культурой речи имеет несколько направлений: развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного произношения слов в соответствии с языковыми нормами, развитие языкового выдохе, отработка интонационной выразительности речи, развитие слухового внимания, формирование фонематического и языкового слуха. Воспитанников второй младшей группы необходимо учить правильно произносить все гласные звуки и большинство согласных. Отработка произношения простых звуков готовит языковой аппарат к овладению более сложными по артикуляции звуков. У детей формируется умение слышать отдельные звуки в словах. Много внимания уделяется развитию языкового дыхания, умению регулировать громкость произношения.
В средней группе дети овладевают правильным произношением шипящих, свистящих, сонорных звуков, а также звуков дж, ф. в старшей группе закрепляются предварительно приобретенные навыки правильного произношения всех звуков, продолжается работа по развитию языкового дыхания, интонационной выразительности речи, умением регулировать силу голоса, скорость речи. Одновременно в старшей группе развивается фонематический слух детей.
Формирование звукопроизношения дошкольников включает три этапа: подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука, закрепление произношения звука в словах и фразах.
Словарь дошкольников формируется в тесной связи с работой по обогащению их знаний и представлений о предметах и явлениях действительности. Своевременно освоенный словарь, опирающийся на конкретные представления, значительно повышает уровень языкового развития ребенка, совершенствует культуру общения.
Словарная работа направляется на расширение активного словаря детей и достижения правильного понимания слов на основе углубления знаний и представлений об окружающем мире. Обращается большое внимание на выделение существенных качеств и свойств предметов и явлений, правильное обозначение их соответствующими словами. Проводится работа по формированию обобщающих понятий, их уточнению.
Обогащению и уточнению словаря дошкольников способствуют различные приемы: показ предмета и его название, использование воспитателем нового слова в сочетании со знакомыми словами, активные действия воспитанников по обследованию предметов (восприятие на слух, вкус, на ощупь) и называние их качеств и свойств; сравнение подобных предметов (чашка и стакан, шуба и пальто); поручения (покажи, принеси, найди), требующие ответных действий ребенка и др. приемы. Активизации словаря способствуют вопросы воспитателя о предметах и явлениях, их качествах, действиях; договаривание слов при слушании знакомых стихов и сказок; поручения, требующие от ребенком словесного ответа, дидактические упражнения и др.
С целью формирования умения пользоваться обобщающими словами в игровых ситуациях, в повседневной жизни детям предлагаются задания на подбор предметов одной родовой категории, называние их.
При ознакомлении с антонимом детей учат сравнивать предметы, их признаки, качества. Умением подбирать синонимы дошкольники овладевают в ходе упражнений, которые требуют изменить слова в словосочетаниях или предложениях, подбирая наиболее точное, красивое. Особая ценность активного использования синонимов и антонимов кроется в том, что в языке детей происходит активизация прилагательных и глаголов.
Формирование грамматических навыков дошкольников направлено на усвоение правил употребления грамматических категорий. Воспитатель практикует детей в правильном применительно слов в роде, числе, падеже, понимании и применении предлогов в, над, на, под, за, к, от, с. Применение предлогов является показателем усвоения пространственных отношений. Дошкольников учат применять названия знакомых предметов в правильной форме: множественном числе, дательном падеже, предложном падеже и др. Ставится задача - научить детей образовывать и активно использовать принадлежащие и сравнительные прилагательные, обращать внимание на правильное употребление форм повелительного наклонения глаголов, различных форм глаголов есть, дать, хотеть.
В средней группе немало места занимает работа по созданию названий детенышей животных, назвал предметов посуды, порядковых числительных. Обращается внимание на различные способы образования некоторых групп слов.
В старшей группе продолжается работа по обучению дошкольников словоизменению и словообразованию. Дети учатся использовать различные суффиксы для образования названий животных, профессий, применять формы слов со значением единичности (картофелина, луковица), составлять слова на основании двух простых (длинные уши - длинноухие).
Наиболее эффективным методом формирования грамматических умений являются дидактическая игра с игрушками, картинками, предметами. Это игры на употребление существительных в родительном падеже (чего не стало ?, чего больше?), существительных с предлогами (где Катя?), на употребление глаголов в прошедшем и будущем времени (вчера и завтра), на употребление прилагательных (чья вещь? )
У детей обогащается и уточняется синтаксический сторону речи. Основой полноценного развития синтаксиса речи является умение наблюдать, выделять в предметах и явлениях главное, существенное, выявлять разнообразные отношения между ними - причинно - следственные, временные.
Полезным является прием договаривания детьми слов из знакомых сказок, стихов
Методика обучения связной речи должна основываться на принципе речевого действия. Нужно помнить, что не всякое произношение звуков, слов, сказал, даже целых текстов или разыгрывание готовых диалогов является речью. Фразы, которые произносит ребенок на белорусском языке, будут результатом речевого действия только при следующих условиях: принадлежности внутреннего мотива деятельности (почему ему надо сказать), цели (для чего нужно это сказать, что получится в итоге), мнения (который содержание нужно передать словами). Ребенок должен самостоятельно отобрать слова, которые наиболее точно передают его мнению, изменить их в соответствии с правилами белорусского грамматики, построить предложение. Таким образом, учебный процесс нужно строить так, чтобы действия детей в каждый момент обучения были действительно речевыми.
В системе работы по развитию речи детей важную роль играет наглядность. Серия картин позволяет в наглядной форме продемонстрировать общую структуру, построение повествования, сформировать элементарные знания, представления о сюжете, его развитии, о композиции рассказа. Серия картин выступает в качестве своеобразной схемы, модели структуры повествовательного текста, что способствует развитию у детей большей осознанности при построении своего рассказа.
Суть основного приема, который способствует правильному построению повествования, в следующем: каждый ребенок раскладывает набор картин, рассказывает, дает заголовок текста. Это помогает детям чувствовать логику рассказа, понимать структуру связного языка, развивает воображение и творческую деятельность.
В средней группе идет работа над развитием диалогической речи, дети учатся рассказывать об игрушке (предмете), пересказывают короткие литературные произведения.
В старшей группе учат детей составлять рассказы из личного опыта, придумывать рассказ или сказку по образцу, который дает воспитатель, практикуется составление рассказов по набору сказок. При рассматривании изображения дети рассказывают не только о том, что видят, но и придумывают события, предшествующие отраженным или произошли после них.
Формирование навыков повествовательной речи происходит в играх типа «Кто знает, пусть дальше продолжает". В их воспитатель предлагает детям логико- синтаксические схемы рассказов в виде начала предложения. Дети дают разные варианты течения каждого из них. С целью развития монологической речи широко используются дидактические игры с предметами "Магазин", "Опиши предмет", с рисунками "Почта", "Опиши изображение", словесные дидактические игры "Времена года", "Где мы были» и др.
Нельзя изучить родной язык принудительно, он должен войти в сердца и мысли детей незаметно, легко. А для этого воспитателю необходимо сочетать разнообразные формы работы, которые бы не заставляли ребенка заучивать, а подтолкнули к сознательному запомнить новое слово, яркий поэтический строку, поделиться радостью своего открытия с друзьями, родителями.