Современные требования к составлению конспектов занятий с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования

Современные требования к составлению конспектов занятий

с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования

Основные требования к составлению конспекта занятия

         Обучение на уровне дошкольного образования – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования. Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя наряду с другими такое важное направление в работе, как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.

        Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, регламентированная временем и местом в распорядке дня, соответствует возрастным особенностям детей. Важную роль здесь играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. 

        Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых представлений, умений и навыков, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.

         По этой причине современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют осознание необходимости обеспечения качества планирования и организации занятий с детьми.

      В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:

обучающий (усвоение новых представлений);

 цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;

закрепляющий (закрепление и систематизация накопленного опыта детей);  цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений;

 комбинированный (смешанный);

цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.

         При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты.

Наименование    Образовательная область «Ребёнок и природа»

Возрастная направленность старший дошкольный возраст

Тема «Осень»

Программные задачи: образовательные (какие представления будем формировать);  развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций); воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться)

 Материал и оборудование: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.

Предварительная работа: экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д.  

Методы  и приёмы:

Наглядный: наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.

Словесный: беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.

Практический: элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.

Игровой: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль; внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения и др.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная

Развивающие образовательные технологии: метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии» 

В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы,

например: I этап – вводный (3-5 минут)

II этап – основной (15-18 минут)

III этап – заключительный (2-3 минуты)

Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста воспитанников и др. 

Типичные ошибки при составлении конспекта занятия:

  1. Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы детей на вопросы, которые их заставили мыслить, сопоставлять и т.д.
  2. Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.
  3. Отсутствие проблемной ситуации на занятии.
  4. Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии.
  5. Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.
  6. Крайне редко используются: приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты); фрагменты развивающих образовательных технологий; электронные образовательные ресурсы.
  7. После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия.