Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у детей – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого необходимо использовать разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.
Образовательную деятельность с воспитанниками проводить с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
Эффективным средством является использование художественных материалов.
Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.
1. В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделять развитию представлений о близком социальном окружении.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
• организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
• инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
• наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
• хороводные игры, игры-имитации;
• чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
• рассматривание семейных фотографий и др.
2. В средней группе надо:
- стараться вовлечь детей в разговор о семье, семейных событиях;
- рассматривать семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге;
- увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни;
- знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей;
- организовывать ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
3. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.
В старшей группе рекомендуется  использовать такие методические приёмы патриотического воспитания как:
• этические беседы о городе, родной стране, мире;
• экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
• рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
• знакомство с элементами национальной культуры;
• обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
При знакомстве детей с историей родного города,  много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращать внимание на такие моменты:
• по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
• составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
• рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
• язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.
В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, можно рассказывать детям о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Очень важно широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом  народа, научить детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Особенности организации работы по формированию национального самосознания средствами устного народного творчества.
Подбираются для работы с детьми наиболее эффективные формы, методы и средства, надо учитывать, что процесс формирования национального самосознания долгий и сложный, и начинать его надо  прежде всего с ознакомления с родным краем, окружением, подключая средства устного народного творчества. Поэтому основным требованием является создание необходимых условий, чтобы каждый воспитанник смог почувствовать себя частью  своего государства; условия, которые бы позволяли формировать ощущение  духовного единства с жизнью своего народа. Для этого необходимо в каждой группе оформить уголок «Моя родина – Беларусь»,  «Я – белорус», в котором можно разместить:
- альбом с песенками, загадками , подобранными к ним рисунками;
-атрибуты к белорусским  народным играм;
-открытки «Наш город», « Наша страна»;
- дидактические игры «Сложи  узор», «Украшение одежды». «Назови по-белорусски», «Назови сказку», «Сложи содержание сказки», «Жители белорусских лесов»;
-белорусскую художественную литературу;
- макет карты Белоруссии;
- альбомы и фотографии белорусской природы;
-альбомы с рисунками животных и растений Белоруссии;
-куклы в белорусской национальной одежде;
- аудиозаписи музыкальных произведений белорусского фольклора;
Приобщение детей к бел. национальной культуре может быть интересной и творческой работой. Но необходимо помнить, что дошкольный возраст – это период жизни ребенка, когда формируется интерес и потребность в знаниях, а ведущим видом деятельности является игра.
Главной целью занятий или других форм работы с детьми является:
*воспитать чувство гордости за свою Родину, народ, его язык, историю, культуру;
* углубить знания о родном крае, Родине;
* формировать готовность проявить свои знания в деятельности;
Хорошие результаты на занятиях по формированию национального самосознания, интереса к национальной культуре, можно достигнуть с помощью следующих эффективных методов и приёмов работы:
*сюрпризный момент, в которой “спряталась”  тема,  необычное начало занятия (приход гостя,  героя, использование загадки, открытка, рассматривание картины, слушание стихотворения, приглашение в путешествие);
* загадки как форма фольклорного творчества помогают ввести детей в окружающий мир, развивать фантазию, заставляют думать;
* стихи содействуют созданию атмосферы доверия в беседах о маме, природе, Родине;
*проблемные ситуации (дети должны найти выход с помощью анализа, обобщения, сравнения (могут сравниваться гербы разных стран, флаги; город – деревня;
*игровые приёмы “спрашиваю – отвечай”, “закрой глаза и представь”, “загляни в конверт”, “сложи из частей” и др.
* викторины;
* использование поговорок, пословиц, малых форм белорусского фольклора;
*прослушивание музыкальных произведений;
*творческие задания: “нарисуй, что представил”, “придумай сам”,  “укрась ...”;
*использование различных средств воздействия на настроение, эмоциональное настроение детей во время совместной деятельности (слушание музыки, чтение стихов и т.д.);
* домашние задания: “Спроси у бабушки”, “Сходи на экскурсию”, “Прочитай и выучи”;
*тайное сообщение о теме следующего занятия заинтересует детей,  будет способствовать желанию продолжить деятельность;
Интересными будут занятия в форме игровых поучительных ситуаций, которые “ перевоплотят” детей в учителей, дадут возможность каждому ребенку больше раскрыться, активизировать речь, показать свои  знания.
Форма путешествия, с использованием рюкзаков, биноклей, фотоаппаратов, вдохновит на изображение темы занятия в рисовании, лепке,  аппликации, тем самым сделает деятельность интегрированной ( “Путешествие с аистом по родной Белоруссии”,  “Птицы поют, к Весне в гости зовут”).
Можно использовать мультимедийную  презентацию: “Звуки родной природы”, “Беларусь - синеокая”  и др. это  сделает процесс ознакомления ещё более интересным и увлекательным.
Кроме специальных занятий, целесообразно проводить тематические вечера, викторины, совместные с родителями праздники, целевые прогулки, беседы. Дети вместе с родителями могут сделать рукописные альбомы “Белорусские  народные загадки” с детскими рисунками, фотоальбом “Наш город”, выполнить творческие задания “Сложи рассказ про улицу, памятник”.
Все это даст возможность решать задачи развития  белорусской речи, раскрыть творческие возможности ребенка, сформировать интерес к народному творчеству, в игровой форме приобщить детей к национальной культуре.
Следует также вести работу с родителями. Формы и методы организации взаимодействия с родителями могут быть следующими: наглядные, словесные, коллективными индивидуальные.
Наглядные формы:
Оформление папок-передвижек на тему “Детский бел. фольклор”;  “Как наши предки гостей угощали”.
Оформление выставок литературы по теме;
Список литературы для чтения детям;
Словесные формы:
*консультации “Воспитываем маленького гражданина” и др.
*выступления на родительских собраниях;
Коллективные формы:
Проведение совместных мероприятий в “Семейной гостиной”;
“Празднуем Коляды вместе с родителями”;
”Земля на ладони” (художественно-познавательная викторина для родителей и детей старшей группы);
“Ярмарка здоровья” (спортивно-фольклорный праздник с участием детей и родителей старшей группы);
Участие родителей в творческих конкурсах “Беларусь – моя родина”, “Родовое дерево”, “Белорусская национальная кухня”;
Совместные с родителями мероприятия обеспечат повышенное внимание родителей к использованию средств устного народного творчества (игр, песенок, загадок) в воспитании детей, помогут установить прочные условия для эффективного взаимодействия.