Формирование основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

«Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно–денежным отношениям. Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых центрах, магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, продукты, товары, цены, дорого, дешево, экономить и т.д. Поэтому проблема экономической грамотности детей становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово – грамотного человека. Так же следует понимать, что формируется не экономическая грамотность, а экономическая культура ребенка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

Формирование экономической культуры официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Экономическая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а так же заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Экономическая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование экономической культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Надо закладывать основы экономической культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям, понимание о взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали, этически – культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Но прежде чем формировать основы экономической грамотности надо поставить перед собой и детьми цель и задачи. Цель: формирование экономической культуры и азов экономической грамотности у детей старших возрастных групп детского сада. Чтобы добиться поставленной цели надо решить ряд задач:

Образовательные:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

-раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (как результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, 

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогащать словарный запас и познакомить с понятиями – трудиться, работать, зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, откладывать, копить, сберегать, одалживать, занимать, отдавать, возвращать, планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово – экономических отношений между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- формировать у детей положительную мотивацию к формированию экономической культуры и овладению экономической грамотности;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования экономической культуры ребенка. Вся работа по формированию экономической культуры и овладению экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста строиться по направлениям развития или образовательным областям: «социально – коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».

Так же нужно предусмотреть следующие формы и методы работы с детьми в направлении формирования экономической грамотности:

- игровые (игры, игровые упражнения, ситуативные игры, игровые приемы, интерактивные театральные мини - постановки);

- словесные (беседы, объяснения, рассуждения, рассказы, чтение с обсуждением прочитанного, пояснения);

- наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и иллюстраций);

- практические (исследования, экспериментирование, опыты, моделирование).

Но базовой формой и методом является игра. Ребенок осваивает и познает мир через игру, поэтому обучение, осуществляется с помощью игры. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать различные игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно – ролевые, интеллектуальные, семейные, дидактические. В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослыми, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь. Знания и навыки, приобретенные в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.

Для формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста можно предложить изучение таких тем:

1. Без труда нет жизни на земле:

 Труд – основа жизни,

 Работать и зарабатывать,

 Все работы хороши - выбирай на вкус,

 Трудолюбие и лень,

 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны:

 Как придумали деньги,

 Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся,

 Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка,

 Где живут деньги.

3. Покупаем, продаем, обмениваем:

 Потребности и желания,

 Где покупают и продают разные товары,

 Стоимость и цена товара,

 Выгодно – невыгодно,

 Русская ярмарка.

4. Тратим разумно, сберегаем и экономим:

 Тратим разумно, экономим,

 Копим и сберегаем,

 Мишкина копилка,

 День рождения.

5. Учимся занимать и отдавать долги:

 Занимаем и одалживаем,

 Долги,

 Заплатить долг скорее, жить будет веселее,

 Долг платежом красен.

6. Учимся планировать:

 Все по плану,

 Ставим цели,

 Сделал дело – гуляй смело,

 Как помогает план человеку в жизни.

7. Богатство и бедность:

 Хочу купить все,

 Наше богатство,

 Жадность и щедрость.

Для достижения единства целей и задач воспитания детей старшего дошкольного возраста надо предусмотреть взаимодействие детского сада и семьи. Нужно активно приобщать родителей к образовательной деятельности по формированию экономической грамотности детей через организацию различных форм взаимодействия:

- Единое образовательное пространство (родительский клуб, лекции, семинары, беседы, папки – передвижки, проекты, пособия для родителей, семейные конкурсы, встречи с интересными людьми, выставки, ярмарки);

- Широкое информационное поле (консультации, тематические памятки, альбомы, стенды, создание странички на сайте);

- Создание условий (помощь родителей в создании развивающей предметно – пространственной среды);

- Наблюдение и контроль (анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская поста).

Прежде чем формировать основы финансовой грамотности необходимо понять, какие знания и умения на начальном этапе есть у детей старшего дошкольного возраста. Для этого надо провести оценку знаний основ экономической грамотности детей. В связи с этим разрабатывается для детей ряд заданий:

- Задание 1. Выбери, что тебе больше нравится. Цель: выявить интерес детей к экономике.

- Задание 2. Расскажи, что случилось? Цель: Определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

- Задание 3. Продолжи предложение. Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

- Задание 4. Что необходимо человеку для жизни? Цель: определить уровень понимания понятия «потребности».

- Задание 5. Что означают цифры рядом с товаром? Цель: определить уровень элементарных знаний о товарно-денежных отношениях.

- Задание 6. Расскажи, откуда появился хлеб? Цель: выявить представления у детей о производстве товара.

- Задание 7. Расскажи, кто такой экономный? Цель: выявить уровень понимания понятия «экономия в быту».

- Задание 8. Расскажи, в какой семье расходов будет больше? Цель: выявить уровень понимания понятия «расходы».

- Задание 9. Дороже-дешевле. Цель: выявить уровень понимания понятий «дороже» и «дешевле».

- Задание 10. Польза труда. Цель: выявить уровень понимания связи труд – продукты труда.

И на заключительном этапе провести итоговый мониторинг знаний и умений детей для определения динамики развития и дальнейшего планирования работы с детьми в направлении формирования основ финансовой грамотности.

Ожидаемые результаты по формированию основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста»:

Личностные результаты:

Дошкольник сможет:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;

- четко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережно относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары и пр.);

- заложить нравственно – эстетические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться), которые в будущем будут способствовать управлению личными финансами. Работая по данной теме, можно с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Практическая апробация этой темы позволит сделать выводы о том, что заниматься экономической грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее. Это позволит подготовить ребенка к реалиям современного рынка – товарно – денежных отношений, сформирует у него правильные ориентиры в экономических явлениях.