«Экономика и дети»
Нужно ли воспитывать в ребёнке такие качества, как бережливость, экономность, трудолюбие? Конечно, нужно! От этого зависит, каким будет ребёнок во взрослой жизни – расточительным или бережливым. Но как приучить детей к экономии?
В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.
При этом у детей формируются знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость, достоинство, щедрость. Дошкольникам необходимо рассказать, как разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.
Для начала необходимо развеять миф о том, что деньги растут на деревьях. Дети считают, что родители просто подходят к банкомату и берут там деньги, сколько захотят. Чем быстрее ребёнок начнёт понимать, откуда берутся деньги, тем лучше. Приучать малышей к деньгам можно уже с 5-6 лет. Детям нужно рассказывать, что взрослые ходят на работу, там они выполняют обязанности, за это выдают им зарплату.
При этом необходимо с детских лет воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, внушать ребёнку важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить её достаток.
В каждой семье есть необходимые траты и расходы на желаемое. Нужно так распределить семейный капитал, чтобы хватило на проживание. Ребёнку можно объяснить, что из общего семейного дохода нужно отложить деньги на обязательные траты, а уже только позволять себе желаемое. При этом нужно учитывать и желания родителей. На семейном совете пусть ребёнок решит, чего он хочет больше всего, а от чего может отказаться.
Вопросам экономического воспитания детей дошкольного возраста посвящены работы российских и белорусских авторов (Л.В. Артемова, И.П. Кошманская, А.А. Смоленцева, Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко, Е.Н. Табих, Л.М. Кларина, А.Д. Шатова, Е.А. Курак, С.Д. Галкина и др.).
Ввести ребенка дошкольного возраста в мир экономики необходимо. Детей интересуют очень многие вопросы экономического характера. И чем чаще дети соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Самыми распространенными среди них являются: потребность – возможность, товар – цена, работа – заработанная плата, банк – валюта. Самыми «непонятными» – всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег.
Сказки, которые могут использоваться в работе с детьми с целью их экономического воспитания:
Х.К. Андерсен «Дюймовочка», С.Я. Маршак «Кошкин дом», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.
Бертольд Авербах сказал: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство».