Пальчиковый игротренинг
Пальчиковый игротренинг
(нетрадиционные игровые приемы)
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Самомассаж кистей и пальцев рук:
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
- Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
- Массаж шестигранными карандашами
- Массаж грецкими орехами (каштанами)
- Массаж «четками»
Пальчиковый тренинг
- «Кус-кус» - бельевыми прищепками
- «Прогулка» - с помощью подставки под горячее
- «Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц
- «Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом и обеими руками вместе на «клавиатуру»
- «Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена
- «Рисование» - рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Самомассаж кистей и пальцев рук
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмами («приговорками»), стихами.
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
- Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, су-джок мячи.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
- Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Есть отдельный практический материал по массажу карандашами.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два каштана между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
- Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Пальчиковый тренинг
- «Кус-кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
В.Берестов
- «Прогулка» - с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно и одновременно.
Кто идет?
Идет собака, кот идет,
И дождь идет, и град…
Еще часы идут вперед,
Хоть на столе стоят.
Л.Парамонова
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой,
Каждый станет сильным, ловким.
- «Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом? (Лыжи)
Кто по лесу быстро мчится,
Провалиться не боится? (Лыжник)
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги. (Лыжи)
- «Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Слоги:
Ша-шо-ши-ше
Аш-ош-уш-иш
Шта-што-шту-ште.
Чистоговорки:
Ша-ша-ша - вот каша и лапша
Шу-шу-шу – я ем кашу и лапшу
Шо-шо-шо – говорю я хорошо
Ши-ши-ши – дайте мне карандаши
Стихотворение:
Кто потерял много игрушек.
Маша шла, шла, шла и игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку,
Мишку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку.
- «Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с уголка (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
- «Рисование» - рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок, стекляшками разноцветными, бобом, фасолью (под присмотром взрослых).
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка - умной,
А речь - красивой.
Выводы:
1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:
- развивают мелкую моторику пальцев рук;
- стимулируют речевое развитие;
- повышают работоспособность головного мозга;
- оказывают оздоравливающее воздействие на весь организм.
2. Необходимость использования их не только в детском саду, но и дома.