КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Для успешного социально- личностного воспитания человеку необходимо постоянно получать и анализировать сведения из его окружения.

Картотека
 ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

                               Игры для развития зрительного восприятия:
Найди пару 

Материал: разноцветные рукавички из ткани.
 
Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую
моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
 
Игры с пробками
Материал:: пробки разного цвета и размера.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
 
Собери бусы
Материал: деревянные бусы разного цвета.
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
 
Открой коробочку
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
 
Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная,  жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку! »,  познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».
 
Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.
 
Укрась ёлочку шарами
Материал: елочки из картона, круги разных цветов.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.
 
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек? »
 
«Сложи пирамидку»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
 
Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.
 
«Собери карандаши в стаканы»
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.
 
На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши.
 
Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.
 
«На что похожа фигура?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
 
Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
 
                                    Игры для развития слухового восприятия

Разноцветные шумелки
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .
 
Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и
 тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.
 
Усложнение: развивать восприятие цвета.
 
Кто что услышит?
 Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.
 Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.
 
Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.
 
                                   Игры для развития обонятельного восприятия
 
УГАДАЙ НА ВКУС
 Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.
 
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус
 (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.
 
Чем пахнет?
 Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями.
 
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.
 
Усложнение: упражнять в назывании цвета.
 
Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета?»
 
                                Игры для развития осязательного восприятия
 Сюрприз
 Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.
 Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник,
 развивать мелкую моторику.
 1 вариант: сюрприз – игрушки
 2 вариант: сюрприз – геометрические формы.
 Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!»
 
Пересыпалочки
 Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
 Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
 
Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть!
 Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку! »
 
Озорные ладошки
 Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета.
 
Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.
 
Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и
 шероховатой поверхности.
 
Тонет, не тонет
 Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.
 
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
 
Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».
 
Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.
 
Тактильная коробка
 Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие
 предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.
 
Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.
 
Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.
 
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.
 
Теплый – холодный
 Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.).
 
Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».
 Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой
 
                          Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий
 

Маленький секрет
 Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.
 
Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
 
Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку
 самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?»
 
Застёжки
 Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды.
 
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг;
 развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
 
Закрути ленточку
 Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.
 
Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая»
 (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета,
 развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
 
Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.
 
Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »
 
Поиграем с прищепками
 Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.
 Цель; формировать умение подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
 Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.
 
Мягкий конструктор
 Материал: Салфетки универсальные, Ножницы, Карандаш, Трафарет геометрических фигур Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки.
 
Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
 
Варианты игры:
 «Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .